На возможный вопрос, зачем все это ворошить, может быть дан лишь один ответ – чтобы прошлая, достаточно разрешение роскомнадзора печальная ситуация не повторилась. Ведь если руководство страны действительно решит возвратить ФТС России функции по обустройству пунктов пропуска, то обязательно придется создавать некую структуру, которая возьмет на себя их выполнение. Печальный опыт РОСТЭКа и Росграницы здесь ну никак не подходит.
Убежден, что читатели согласятся с такой постановкой вопроса, когда дочитают данную статью до конца. Уточню, что на первых порах РОСТЭК реально занимался обустройством границы, поскольку на некоторых ее участках, прежде всего с бывшими советскими республиками, ставшими суверенными государствами, погранично-таможенной инфраструктуры не было в принципе. Кое-где таможенники и пограничники располагались фактически в чистом поле, в лучшем случае – в палатках.
Росграница же, которая вскоре после своего появления приросла Федеральным государственным казенным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (Росгранстрой), фактически оказалась провальным проектом. Думаю, что сегодня вряд ли кто может точно сказать, во сколько обошлась государству эта затея. Зато как все красиво начиналось.
В начале октября 2009 года ведущие СМИ страны сообщили, что «первые рабочие группы ФГУ «Росгранстрой» выехали в командировки, цель которых - прием-передача находящегося в ведении ФТС России федерального имущества автомобильных пунктов пропуска в оперативное управление ФГУ «Росгранстрой». География работы комиссий - 34 субъекта Федерации от Калининграда до Камчатки. Предстоит провести ревизию имущества и доставить в Москву для передачи в Росимущества России пакет документов для окончательного оформления прав балансодержателя на имущество 109 АПП.
По завершении процедуры официальной передачи имущества организация приступит к эксплуатации пунктов пропуска. Далее на очереди, в соответствии с графиком приема-передачи, утвержденным руководством Росграницы и ФТС России, - железнодорожные, морские, воздушные пункты пропуска и места пересечения государственной границы РФ».
Вскоре пресс-служба Агентства распространила информацию, что во многих местах пункты пропуска находятся в не лучшем виде. Общими характерными недостатками является отсутствие документов, касающихся земельных и имущественных отношений, неудовлетворительное состояние инфраструктуры, у многих из пунктов пропуска даже не определены границы.
Из этого следовало, что Росгранице предстоит провести титаническую, сродни с героической, работу по разгребанию авгиевых конюшен на границе. Затем было сообщено, что только на Северо-Западе России предусматривается строительство 2 новых морских пунктов пропуска: Беломорск (Республика Карелия) и Витино (Мурманская область). До сих пор ни один из них не построен.
Кроме того, предусматривается финансирование мероприятий по реконструкции 15 морских пунктов пропуска: Архангельск, Кандалакша, Мезень, Мурманск (в том числе морской терминал Териберка), Онега, Балтийск (в том числе контейнерный терминал), Большой Порт и Пассажирский порт Санкт-Петербург, Брусничное (Сайменский канал), Выборг, Высоцк, Калининград, Приморск, Усть-Луга (в том числе БТС-2), Варандей. Большая часть из перечисленного также не реализована.
При этом практически сразу было заявлено, что для этого нужны средства, и весьма внушительные. Мелочиться здесь нельзя. Ведь не просто так первые лица государства уточнили, что «пограничный пост – визитная свидетельство о государственной регистрации продукции карточка любого государства, и первое впечатление должно быть позитивным». Кто же будет на это скупиться.
ООО "СеРЖ"
Юридический адрес: 121351, РФ, Москва, ул. Молодогвардейская, д. 58, стр. 7